Положение о безотметочном обучении обучающихся

УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического
совета протокол № ___
от «___» ___________ 201___ г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Яммская СОШ»
___________ А.Н. Сосницкий
Приказ № ______ от «__» ________ 201__ г.
 
 

 
Положение о безотметочном обучении обучающихся
МБОУ «Яммская СОШ»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность школы по организации безотметочного обучения во 1-8-х классах по изобразительному искусству, музыке, основам религиозных культур и светской этики.
1.2. Целью безотметочного обучения является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений.
1.3. Задачи безотметочного обучения:
· обеспечение личностно - ориентированного взаимодействия учителя и щкольников;
· учет индивидуальных способностей обучающихся
· формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся;
1.4. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Доктриной образования в РФ, информационным письмом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2006 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебныхдостижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в ОУ РФ».
1.5 Принципы безотметочного обучения:
.утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому школьнику, исключение принуждения;
.объективная и личностная диагностика, направленная на успешность достижений учащихся.
2 .Система безотметочного обучения в 1 классе
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
- дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
- критериальность  – содержательный контроль и оценка строятся на
критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
- приоритет самооценки  – формируется способность учащихся самостоятельно  оценивать результатысвоейдеятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
- непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
- гибкость и вариативность инструментария оценки  – в учебном
процессе  используются  разнообразные  виды  оценочных  шкал,   позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
- сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка
должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. Вхарактеристику  учебно-познавательнойдеятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
3.Организация системы оценивания учебных достижений обучающихся 2-8-х классов.
3.1 Во 2-8-х классах безотметочное обучение осуществляется по следующим предметам: ИЗО, музыка,  основы религиозных культур и светской этики.
3.2 В целях фиксации и систематизации результатов развития учащихся ведется Портфолио, дневники учащихся.
3.3 Усвоение знаний и умений оценивается словом «зачтено/не зачтено».
3.4 Оценивание образовательных достижений учащихся предполагает что:
· должны оцениваться индивидуальные достижения учащихся, а не то, что он не сделал, не выучил, не запомнил;
· учебный материал имеет свои особенности, поэтому форма оценивания по разным предметам будет разной.
3.5 Оценочная деятельность педагога должна иметь следующую структуру:
· наблюдение;
· формирование оценочного представления об ученике;
· измерение.
3.6 При наблюдении учитель должен фиксировать:
· усвоение ЗУН (легкость);
· запоминание информации (устойчивость);
· тщательное выполнение работы (добросовестность, аккуратность);
· учебную мотивацию школьника (желание, активность)
· регуляцию действия (самостоятельность)
· включение учащихся в оценку собственных учебных возможностей;
· включение учащихся в оценку результатов практической деятельности, в самопроверку.
Оцениванию подлежат:
· .уровень усвоения ЗУН.
· .творческий опыт школьников, то есть применение полученных знаний в учебной и практической деятельности (портфолио);
4.Взаимодействие с родителями.
4.1 Учителя на родительских собраниях обязаны познакомить родителей с особенностями оценивания и заручиться их одобрением и поддержкой.
4.2 В целях информирования родителей обучающихся о результатах обучения и развития регулярно проводятся индивидуальные консультации, отмечают текущие достижения в дневниках, а по итогам учебных четвертей на родительских собраниях знакомят с результатами достижений.
4.3 По согласованию с родителями обучающихся вводится и оформляется папка «Мои достижения».